Начнем с того, какие именно здания надо строить в деревне. Всего есть 22 клетки под застройку зданий. Одна из них жестко закреплена за Пунктом сбора, а другая за Стеной (у римлян), Изгородью (у галлов) или Земляным валом (у немцев). Остальные 20 клеток можно использовать по своему усмотрению. Сразу отмечу, что если нет отдельных пояснений, то подразумевается, что здание должно быть отстроено до максимального уровня, дабы приносить максимальную пользу по своему основному предназначению и максимально возможное количество Единиц культуры (необходимы для основания новых деревень или их захвата, каждая постройка приносит определенное количество Единиц культуры в сутки).

Пункт сбора и Стену/Изгородь/Земляной вал также надо строить до 20 уровня во всех деревнях. Это повысит защищенность деревни, а заодно и будет приносить больше Единиц культуры. Редко когда предполагают, что Пункт сбора будет 20 уровня при его атаке катами. А защищаться без него очень сложно, ибо не видно кто и когда атакует.

Независимо от того, как будет использоваться деревня, есть определенный набор зданий, который строится в деревне всегда:
Главное здание (чем выше уровень здания, тем выше скорость строительства других построек);
Склад (позволяет хранить до 80000 дерева, глины и железа);
Второй склад;
Амбар (позволяет хранить до 80000 зерна);
Второй амбар;
Рынок (позволяет торговать ресурсами с другими игроками);
Торговая палата (повышает грузоподъемность торговцев на рынке);
Мукомольная мельница (повышает производство зерна до 25%);
Пекарня (повышает производство зерна до 25%);
Академия (в ней изучаются новые виды войск и осадной техники);
Резиденция (в ней строятся сенаторы у римлян, вожди у немцев, предводители у галлов и поселенцы) или Дворец (строится только в столице).
Сразу отмечу, что я не буду учитывать Кузницы доспехов и оружия, так как они сносятся сразу же после того, как в них будут максимально проапаны все нужные юниты (сносить здания можно либо в Главном здании 10 уровня и выше, либо катами из другой деревни). Как правило, на их месте возводят второй склад или амбар.

2 амбара и 2 склада нужно по нескольким причинам:
Деревню будет сложнее раскатать или захватить (редко когда в цели катам ставят более 1 амбара/склада, а если и ставят – не всегда полностью ломают все имеющиеся);
Меньше шансов, что пропадут ресурсы при долгом отсутствии онлайн;
Для постройки Дворца, Таверны, Ратуши и Торговой палаты высокого уровня необходимо наличие 2-х складов;
При нескольких амбарах проще поддерживать необходимое количество зерна, при его отрицательном балансе.
Академия не сносится после изучения всех нужных юнитов потому, что она приносит большое количество культуры. Сносить ее без крайней необходимости нецелесообразно.

Среди возможных для постройки зданий остались:
Казарма (в ней строится пехота; чем выше уровень, тем выше скорость постройки юнитов);
Конюшня (в ней строится конница; чем выше уровень, тем выше скорость постройки юнитов);
Мастерская (в ней строится осадная техника; чем выше уровень, тем выше скорость постройки юнитов);
Ратуша (только с ее помощью можно покупать Единицы культуры за ресурсы, к тому же прибавляет очень много Единиц культуры);
Посольство (нужно для вступления в альянс, или его создания, прибавляет очень много культуры, при дешевизне постройки, для чего и возводится везде, где есть лишняя клетка);
Деревообрабатывающий завод (повышает производство дерева до 25%);
Кирпичный завод (повышает производство глины до 25%);
Чугунолитейный завод (повышает производство железа до 25%);
Таверна (необходима для создания героя; только для города имеющего таверну 10, 15 или 20 уровня, есть возможность захватить 1, 2 или 3 оазиса соответственно);
Тайник (позволяет сохранить до 1000 единиц дерева, глины, железа и зерна у германцев и римлян и до 2000 у галлов при нападении на деревню; сохранит на треть меньше, если атакует германец; необходим только в начальной стадии игры);
Большая казарма (в ней строится пехота по утроенной стоимости; чем выше уровень, тем выше скорость постройки юнитов; нельзя строить в столице);
Большая конюшня (в ней строится конница по утроенной стоимости; чем выше уровень, тем выше скорость постройки юнитов; нельзя строить в столице);
Капканщик (позволяет построить до 200 капканов, которые могут поймать до 200 атакующих деревню юнитов; можно построить только галлам).
Первый принцип застройки любой деревни – определиться с тем, какой она будет. Универсальность здесь не годится, так как при попытке получить в каждой деревне все сразу, вы не добьетесь ничего, кроме чрезмерных и напрасных трат ресурсов и времени. Вариантов всего 5:
Столица;
Атакующая (оффовая, от англ. offense) деревня;
Защитная (дефовая, от англ. defense) деревня;
Разведдеревня;
Осадная деревня.
Использовать деревню только как донора ресурсов также можно, но ИМХО это неэффективное использование деревни.